Пресса

28 декабря 1957

«Вечерний Ленинград»

О концерте 26 декабря 1957 в БЗФ

Крупный советский пианист

На концерте Ю. Брюшкова

Более тридцати лет назад, в начале 1927 года, в Варшаве состоялся международный конкурс пианистов имени Шопена. В нем впервые в истории международных конкурсов принимали участие советские музыканты. Среди них был молодой Юрий Брюшков, ныне известный советский пианист и музыкально-общественный деятель, заслуженный артист республики; профессор.

Начало исполнительской деятельности Ю. Брюшкова было положено в 1924 году, когда он, в то время студент Московской консерватории, выступил с первыми сольными концертами. Позднее с игрой талантливого пианиста познакомились любители музыки Киева, Харькова, Одессы, Новосибирска, Владивостока, Воронежа, Архангельска, Тамбова, Саратова... За тридцать три года концертной работы Ю. В. Брюшков выступил более чем в ста городах Советского Союза.

Пианист часто концертирует и за рубежом. Его слушали любители музыки в разных городах Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Чехословакии, Индии, Ирана и других стран.

Слушатели тепло принимают исполняемые Ю. Брюшковым произведения Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Хачатуряна, Шопена, Бетховена, Листа и других композиторов.

В рецензиях как русских, так и зарубежных рецензентов не раз отмечалось, что больше всего исполнителю удаются произведения Шопена.

Действительно, если у каждого музыканта есть свой любимый композитор, чья музыка ему наиболее близка, наиболее соответствует его творческой индивидуальности, то для Ю. Брюшкова таким композитором является Шопен. Поэтому, когда программа его концерта состоит из произведений великого польского композитора, исполнитель встречает особенно горячий прием. Между пианистом и слушателями возникает особенно тесный контакт, та атмосфера взаимопонимания, которая всегда сопровождает настоящее искусство.

В такой атмосфере и проходил концерт Ю. Брюшкова, данный им на днях в Большом зале Филармонии. Исполнялись преимущественно фортепианные миниатюры Шопена. В первом отделении — 24 прелюдии, во втором — мазурки, экосезы, вальсы, а также четыре этюда, фантазия-экспромт и скерцо си-бемоль минор. Известно, что в музыке Шопена для исполнителей главное не преодоление технических трудностей, а умение передать те различные настроения и тончайшие оттенки настроений, которые в ней заложены. Уловить неповторимо прекрасный музыкальный образ, заключенный иногда буквально в нескольких нотах, и донести его до слушателя удается далеко не каждому пианисту. Кроме того, каждая из миниатюр несет новое настроение, и исполнитель должен все время «перестраиваться».

Игра Ю. Брюшкова показала, что для него этих трудностей не существует. Каждый музыкальный образ был раскрыт точно, полно, с большим артистизмом. Трудно сказать, что больше удалось пианисту. Полные грусти мазурки и легкие, изящные экосезы, произведения бурные, гневные (например, «Революционный этюд», 18-я прелюдия) и пьесы светлые, радостные (17-я прелюдия) в его исполнении прозвучали одинаково убедительно.

У Брюшкова певучий, глубокий, красивый звук, что очень важно для «поющей» музыки Шопена. Он умеет подмечать и выделять важные детали, мастерски владеет педалью.

Ю. Брюшков не только тонкий музыкант, но и виртуоз. Он играет легко и свободно, и тот, кто не знает, насколько сложны для исполнения отдельные пьесы (например, скерцо си-бемоль минор), не почувствует сложности в игре пианиста.

Все это обеспечило большой успех концерта. Слушатели долго не отпускали музыканта. Многие из тех, кто горячими аплодисментами благодарил первоклассного пианиста, возможно, не знали, что концертные выступления – лишь одна из сторон его разнообразной деятельности.

Профессор Брюшков много лет ведет педагогическую работу и в настоящее время заведует кафедрой специального фортепиано в Ленинградской консерватории. Уже шесть лет он является директором Консерватории. В 1956 году он был членом жюри двух международных конкурсов: имени Моцарта (в Австрии) и имени Листа (в Венгрии).

Тот факт, что концертные выступления сочетаются у Ю. Брюшкова с большого масштаба музыкально-общественной работой, заставляет нас еще горячее аплодировать игре этого крупного советского пианиста.

А. Крюков



Другие материалы

26 декабря 1957

«Вечерний Ленинград»

О концерте 17 ноября 1957 в БЗФ
17 декабря 1947

«Смена»

Об итогах фестиваля советской музыки в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»